Вы долго думали о покупке собственной яхты, но осуществить заветную мечту мешали разные неподходящие обстоятельства. Сейчас вроде все хорошо и Вы твердо решили не откладывать покупку яхты «на потом». Что же, дело это хорошее, потому что обладание собственным судном открывает Вам новые горизонты и меняет Вас еще в более лучшую сторону.
Итак, перед Вами стоит первый вопрос: «С чего начать?»
Наше мнение, которое совпадает с мнением многих яхтенных брокеров и специалистов, — это определиться с тем, сколько средств Вы можете выделить на покупку яхты Вашей мечты, что действительно Вам хочется купить и что Вам действительно нужно. Хотите ли Вы выходить на воду только по субботам и воскресеньям, а все оставшиеся дни недели держать яхту в ближайшей яхтенной гавани — марине. Сколько человек Вы планируете обычно брать на прогулку? Будете ли Вы ходить по внутренним водоемам — рекам и озерам или собираетесь выйти в море и хоть изредка ходить за границу? Вопросов много и будет лучше если Вы на все эти вопросы сразу найдете ответы. Не торопитесь, посоветуйтесь с семьей и друзьями. Подумайте хорошо. Одним словом, составьте некий «сценарий» Вашей будущей яхтенной жизни и тогда Вам легче будет определиться с тем, что Вам действительно нужно и что вам больше подходит.
Возможно, Вашим первым выбором будет простой «микрик» — недорогая яхточка класса «микро» для освоения самых небольших водоемов. Длина ее около пяти-шести метров, без особых удобств. Главное ее достоинство — это малые габариты и возможность перевозки по дорогам на обычном автоприцепе. С такой яхтой Вам доступны самые удаленные водоемы. Идеальна для начинающих яхтсменов.
Если у Вас большая семья или компания из пяти-шести человек, то вам лучше подойдет яхта «полутонного» класса длиной около девяти — десяти метров. Ее уже не так просто перевезти по суше, зато на воде она намного комфортнее «микрика». Одна — две двухспальные каюты, оборудованный камбуз, туалет — вполне подходящее судно для семьи или не слишком большой компании.По другому эти яхты называют еще «семейными круизерами». Отличный выбор не только для начинающего, но и для опытного яхтсмена!
Ну а если Вы решили совершать большие морские круизы, а может быть ходить и за границу, то Вам уже нужно целиться на «сорокафутовик» — яхту длиной около двенадцати метров. На такой яхте обычно уже три — четыре отдельные каюты, шесть-восемь спальных мест, много навигационных приборов, хорошие камбуз и гальюн, холодильник — словом, есть все для довольно продолжительной жизни на яхте в дальних походах. Правда стоит она…
Да, кстати о ценах на яхты. Этот вопрос для всех очень важный и самый интересный и он тесно связан с первым. Поэтому решать их нужно совместно.
Самый трудный выбор — это принципиально решить что брать: новую яхту подороже, или подержанную («secоnd hand»), но подешевле. Однозначного ответа на этот вопрос нет и определяется он скорее привычками человека, запасом денег и его житейским опытом. Мой совет простой — если у Вас хватает денег на новую яхту подходящего размера и дизайна, берите новую. Если нет, то ищите компромисс. Один из моих друзей говорит, что он никогда не возьмет подержанную яхту, потому что он всегда будет чувствовать «дух» предыдущего хозяина и никогда к ней не привыкнет. Он всегда набирает нужную сумму денег на новую яхтуи покупает ее напрямую с верфи-призводителя. И он всегда доволен своим выбором. Я отношусь к этому вопросу по другому: если у меня есть определенная сумма денег, то за эти деньги я буду искать яхту наибольших размеров (потому что у меня нет особых проблем со стоянкой и я люблю простор на яхте), известной фирмы и не очень большого возраста. Естественные и не очень большие дефекты устраню своими руками, и у меня будет хорошее, крепкое и надежное судно.
А сколько все-таки нужно «зеленых» или «евросов» чтобы купить яхту своей мечты. Ответить на этот вопрос односложно довольно трудно так как на рынке большой выбор новых моделей и огромный выбор подержанных яхт всех размеров и возрастов. И все таки попытаемся хоть немного прояснить этот вопрос.
Давайте сначала посмотрим на линейку круизных яхт популярной немецкой яхтостроительной фирмы Bavaria. Яхты этой фирмы — надежные и удобные, производятся большими сериями и цены на них находятся не в самом высоком ценовом диапазоне. Это, кстати, можно сказать и о яхтах фирм Beneteau, Dufour и Jeanneau. В Росии есть представители и диллеры этих фирм, так что квалифицированную консультацию по этим яхтам получиnь можно всегда.
Еще раз взглянем на прайс-листы новых парусных яхт. Возьмем для примера цены на яхты Bavaria. В стандартной комплектации 32-футовая Bavaria (максимальная длина 9.8 метра) стоит около 70000 евро, а 40-футовая — уже около 140000 евро. Это, кстати, совпадает с эмпирической формулой, согласно которой цена яхты растет приблизительно пропорционально ее водоизмещению или кубу длины. Эти цифры можно принять за базовые при расчете стоимости новых «малобюджетных» яхт, то есть выпускаемых серийно с минимальными производственными затратами. На рынке есть модели яхт, выпускаемые малой серией или под конкретный заказ, с большой долей ручного труда, например, голландской фирмы Contest, которые при тех же размерах стоят в два, а то и три раза дороже. Но это уже отдельная тема для любителей эксклюзива. Для тех, кто хочет купить новую серийную яхту нужно ориентироваться на вышеприведенные цифры.
За сколько можно купить подержанную яхту таких же размеров? Понятно, что разброс цен здесь очень большой и определяется многими факторами: возрастом яхты, моделью, ее реальным техническим состоянием, комплектацией, желанием, наконец, продавца продать ее побыстрее или не торопясь, но подороже. Примеров конкретных сделок великое множество, могу приветси только несколько, о которых знаю лично: Dehler 25 в рабочем состоянии стоит в одном из листингов на продажу всего 10000 евро, мой товарищ совсем недавно приобрел Beneteau Oceanis 320 1988 года постройки со свежими парусами, «на ходу» и в очень приличном состоянии всего за 25-30000 евро, есть информация, что вполне хороший 40-футовый Jeanneau Sun Fizz 1984 года можно купить за 60000 евро, а довольно свежий Jeanneau Sun Odyssey 42.2 1999 года можно купить за 80000 евро.
Сравните еще раз: новая Bavaria 32 стоит 70000 евро, а такая же, в принципе, яхта Beneteau Oceanis 320 1988 года постройки стоит всего 25000 евро! Такое же соотношение цен может быть и для яхт других размеров.
Вот и выбирайте, что Вам лучше подходит.
Сама процедура покупки подержанной яхты за рубежом, порядок действий покупателя, его взаимоотношения с брокером и т.д. очень подробно описаны в статье Михаила Житникова на сайте продаж яхт Harmony.
Если Вам все таки трудно сделать выбор самим, обращайтесь к нашим специалистам. Поможем.