Стремительное развития международного яхтинга в Турции началось бурными темпами в последние два десятка лет. Этому способствали два основных обстоятельства: выбор Турцией курса на интенсивное развитие иностранного туризма и природные условия, благоприятствующие осуществлению этого курса. Идейную и юридическую поддержку развитию иностранного яхтинга в Турции осуществляет Министерство культуры и туризма Турции, которое готовит соответствующие нормативные документы для утверждения их парламентом Турции. Действующие в настоящее время турецкие законы достаточно лояльны к иностранным яхтсменам и поощряют дальнейшее развитие этого вида туризма.
Основные условия пребывания иностранных яхт в Турции регулируются Законом «О поддержке туризма» за № 2634, опубликованным в Official Gazette No 17635 от 16 марта 1982 года, а также рядом дополнений к этому закону. Названый закон регулирует статус только частных яхт, которые не используются в коммерческих целях (использование яхт для коммерческих целей регулируется другим законом).
Ниже приводятся основные выдержки из текста закона № 2634 с некоторыми нашими комментариями, выделенными «италиком».

ПРИБЫТИЕ И УБЫТИЕ ЯХТ
Яхты, прибывающие в Турцию или убывающие из Турции, должны осуществлять эти операции только в портах, утвержденных таможенной службой Турции. (Official Gazette 17635, Article 28a). При этом яхты должны получить или сдать ТРАНЗИТЛОГ (Transit Log), который еще назывется в некоторых официальных документах как Сертификат Регистрации Яхт (Yacht Registration Sertificate). ТРАНЗИТЛОГ — зто разрешение на плавание в турецких территориальных водах и на заход в турецкие порты. Приобрести бланк ТРАНЗИТЛОГАможно в Коммерческой палате порта (Chamber of Сommerсe for Shipping) или у Капитана Порта (Harbour Master). Официальная цена бланка ТРАНЗИТЛОГА с каждым годом увеличивается и в январе 2007 года составляла 75 турецких лир, что соответствовало примерно 42 евро (это официальная цена и в нее включена плата собственно за бланк и какие-то отчисления в пользу государства).
Все разделы ТРАНЗИТЛОГА должен быть заполнен печатными буквами, и сам ТРАНЗИТЛОГ должен быть подписан владельцем или капитаном яхты. При прибытии яхты в Турцию заполненный ТРАНЗИТЛОГ должен быть подписан Медицинской службой, Капитаном порта, Иммиграционной полицией (Passport Plice) и Таможенной службой (Custom Patrol Autorities) в указанном здесь порядке. Часто все эти процедуры могут выполнить сервисная служба Марины (или частные агенты, которых всегда много около прибывающих яхт) за дополнительную плату. (Эта дополнительная плата назначается представителями марины или агентами совершенно произвольно и может изменяться от нуля до двухсот-трехсот долларов. Использование помощи марины или агентов не является обязательным и в целях экономии можно обойтись без нее)
Портами входа и выхода инстранных яхт в турецкие территориальные воды определены следующие:
Hopa, Rize, Trabzon, Giresun, Ordu, Samsun, Sinop, Inebolu, Bartin, Zonguldak, Eregli, Istanbul, Gulluk, Tekirdag, Derince, Gemlik, Mudanyaz, Bandirma, Canakkale, Akcay, Ayvalyk, Dikili, Izmir, Cesme, Kusadasi, Didim, Gulluk, Turgutreis, Bodrum, Daca, Marmaris, Fethiye, Kas, Finike, Kemer, Antalya, Anamur, Alanya, Bozyazi, Tasucu, Mersin, Botas, Iskenderun.

Срок действия ТРАНЗИТЛОГА составляет 365 дней.
Если яхта покидает турецкие территориальные воды даже на короткое время, турецкая граница должна быть закрыта с соблюдением всех формальностей (нужно получить подписи Капитана Порта, Иммиграционной полиции и Таможенной службы — в таком порядке), при этом ТРАНЗИТЛОГ должен быть сдан в таможне. По возвращении яхты в турецкие территориальные воды должен быть открыт новый ТРАНЗИТЛОГ.
Все операции с яхтой: вход в Турецкие воды и выход из турецких вод, плавание в турецких территориальных водах, оставление яхты на зиму должны проводиться в соответствии с записями в ТРАНЗИТЛОГЕ.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНОСТРАННЫХ ЯХТ В ТУРЕЦКИХ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ВОДАХ
Частные иностранные яхты могут быть использованы в турецких территориальных водах только в том случае, если владелец яхты находится на борту. Из этого правила может быть только одно исключение: если владелец яхты не находится на борту яхты, то он должен предоставить капитану письменную доверенность на право перегона яхты в определенный порт.
Если яхта принадлежит нескольким владельцам или яхт-клубам или какой-нибудь Ассоциациям, то в течение одного года ею могут пользоваться не более четырех совладельцев или членов яхт-клуба или членов Ассоциации.
Помимо членов семьи владельца яхты разрешается брать на борт яхты иностранных или турецких гостей для круизов, участия в гонках или других целей при условии, что за это не будет взиматься оплата.

ОСТАВЛЕНИЕ ИНОСТАННЫХ ЯХТ В ТУРЕЦКИХ МАРИНАХ НА ДЛИТЕЛЬНЫЙ СРОК.
Иностранцы, прибывшие в Турцию на борту своих яхт, попадают под действие Статьи 29 Закона. Они могут оставлять свои яхты в маринах для зимовки или просто на срок до двух лет. Они могут покинуть территорию Турции с использованием других видов транспорта. В таком случае марина должна направить соответствующие документы в местную таможенную службу. Яхта может оставаться в Турции без дополнительного разрешения на срок до пяти лет при условии, что она используется владельцем минимум один раз в два года.

ЧТО НЕЛЬЗЯ ДЕЛАТЬ!
— Нельзя заниматься коммерческой деятельностью с использованием или без использования яхты.
— Нельзя делать ложных деклараций и заявлений.
— Нельзя перевозить или вывозить из Турции любые предметы, представляющие историческую или культурную ценность.
— Нельзя покупать какие либо товары или предметы с любого судна, которое еще не прошло таможенную очистку. А также продавать им что либо.
— Категоррически запрещается поднимать со дна моря на борт яхты какие либо предметы, представляющие исторический интерес.
Нарушители любого из этих правил могут быть привлечены к ответственности в соответствии с законами Турецкой Республики.

Читайте также:  Подготовка мотора к сезону - лодочный мотор