До 01 октября Минтранспорту необходимо подготовить и утвердить порядок государственной регистрации спортивных парусных судов, правила классификации и освидетельствования, и положение о дипломировании экипажей спортивных парусных судов.

Всероссийская Федерация парусного спорта (ВФПС), как организация выражающая интересы всего парусного сообщества нашей страны, включая спорт высших достижений, активно включилась в работу с Министерством по подготовке проектов, но по прошествии полугода взаимодействия с Минтрансом, вынуждена констатировать тот факт, что разработка нормативных документов, определяющих порядок регистрации, классификации и освидетельствования, наталкиваются на неготовность органов Минтранса к конструктивному диалогу.
Всероссийская Федерация парусного спорта обратилась в Минтранс с предложением ограничить тип и размеры спортивных судов, подлежащих государственной регистрации. По мнению ВФПС, государственная регистрация не должна распространяться на спортивные парусные суда длинной до 9 метров, под эту категорию подпадают все детские, Олимпийские и бывшие Олимпийские классы. Во всем мире эти суда признаны в качестве спортивных снарядов, не имеющие двигателя и оборудованной каюты. Их единственное предназначение — участие в соревнованиях.

Настораживает забюрократизированность требований по линии Мин Транса. Например, объем документов, которые необходимо будет собрать на яхту класса "Дракон" будет сопоставим с документами на танкер или сухогруз. Поэтому нигде в мире суда, предназначенные исключительно для участия в соревнованиях, не подлежат государственной регистрации и тех. освидетельствованию.

Читайте также:  Роскошная эко-яхта

Исполнительный директор Всероссийской Федерации Парусного Спорта — Оскар Конюхов: "Процесс государственной регистрации спортивных яхт и прав собственности на них, безусловно, важен, но сначала необходимо определиться с понятием — "спортивное парусное судно". В законодательстве РФ такого определения нет. Позиция ВФПС — государственной регистрации должны подлежать только крейсерские яхты, т.е. парусные суда, которые оборудованы стационарным двигателем, каютами и способные осуществлять автономные переходы в условиях открытого моря. Весь флот спортивных парусных судов в нашей стране не превышает 3 тысяч единиц, причем большая часть яхт была закуплена еще во времена СССР. Для чего необходимо проводить гос регистрацию швертботов, которые выступают на соревнованиях — не понятно. Парусный спорт в нашей стране координируется Министерством спорта. С 01 октября 2009 парусное сообщество будет еще регламентироваться и Министерством транспорта".

Президент Российской морской гоночной ассоциации, председатель совета по дальним спортивным плаваниям ВФПС — Вадим Механиков: "Все задачи, связанные с эксплуатацией спортивных судов, включая обеспечение безопасности, полностью решаются спортивной регистрацией ВФПС и техническим надзором (для парусных судов она проводится национальными спортивными организациями под эгидой Международной парусной Федерации — ISAF). Единственная задача, которая не решается спортивной регистрацией и которая может быть решена государственной регистрацией — это защита прав собственности. Однако эта задача в постановлении правительства даже не ставится. Написано об "упорядочивании" системы регистрации; однако о каком порядке может идти речь, когда разрушается существующая многие десятилетия международная система регистрации и контроля?"
Следующий вопрос — технические требования к спортивным судам. По мнению председателя технического комитета ВФПС Василия Алексеева, "нельзя подходить к спортивным судам с той же меркой, как к прогулочным и коммерческим. Сплошь и рядом для спортивных судов ставится задача выиграть соревнования, большинство яхт — это радикальные гоночные суда. Технические требования к ним определяются правилами классов. Предъявление других требований, противоречащих правилам класса, либо выводит спортивные суда из класса и лишает права участвовать в соревнованиях, либо делает их неконкурентоспособными (например, требование оснастить судно носовым и кормовым якорями)".
Проект документов Минтранса называет всего 35 органов (морских и речных портов, бассейновых управлений судоходства), которые имеют право выдавать документы на спортивные суда. А что делать яхтсменам в тех городах и весях, где нет таких органов? Например, в Екатеринбург надо будет вызывать инспектора из Омска или Перми за сотни км, или самим возить туда яхты на осмотр.

Читайте также:  Компания East Lines

Приказы должны вступить в силу 01 октября, и несмотря на все попытки Всероссийской Федерации парусного спорта добиться введения государственной регистрации только для спортивных парусных судов длиной более 9 метров, Минтранс РФ не проявляет гибкости в данном вопросе. К тому же до сих пор остается не решенной вопрос, с какой даты будет осуществляться государственная регистрация, классификация и освидетельствование. Мы убеждены, что парусному сообществу нужен хотя бы год, для того, чтобы без спешки, очередей и нервотрепки выполнить установленные государством требования. Однако и этого пока не происходит. Чиновники намерены проверять документы у яхтсменов уже со 2 октября! Что просто напросто сделает незаконным хождение под парусом уже через десять дней. ВФПС выражает озабоченность в связи с тем, что парусный спорт это 10 комплектов Олимпийских наград и подобные меры государственного воздействия могут отрицательно сказаться на развитии этого вида спорта в целом.
ВФПС считает, что постановление должно быть пересмотрено в духе международной практики регистрации спортивных парусных судов, а предложения и опасения парусной общественности учтены Минтрансом.