ПО ОБУЧЕНИЮ НА ШКИПЕРА В АНГЛИЙСКОЙ ШКОЛЕ ЮКСЕЛЬ В СЛАВНОМ ГОРОДЕ МАРМАРИСЕ В ТУРЦИИ.
(Наши редакторы постарались сохранить оригинальный стиль повествования автора.
Корректировали только совместимость оригинального текста с Интернетом.
 )

День первый: Первая встреча в школе Юксель в Нетцель-марине Мармариса состоялась в 15-00 в офисе школы с администратором – дамой по имени Бурчин. Она сообщила, что на лодке со мной будут три турка и я — украинец (для них русский), а учителем — шкипер Колин – чистопородный англичанин. Общение предполагается на английском языке, которого я почти не знаю. Очень интересно!
Три турка это: семейная пара (профессор медицины Стамбульского университета и его жена – милейшие люди), был очень приятно удивлен знакомством с ними; клерк банковский из Измира; и я — украинец(русский). Все возрастом от 40 до 45 лет. Это говорит о том кто проявляет интерес к яхтингу.

Знакомимся с яхтой – Oceanis 351 фирмы Beneteau – великолепная 11-метровая яхта имеет три двухместные каюты. Одна большая носовая и две кормовые, поменьше. Размещением на яхте командует Колин. Никакого жребия, никакого обсуждения (видимо, этим он занимался уже сотню раз и занет кого куда положить). Дает указания мягко, но настойчиво. Внимательно слушаю английскую речь. Интересно. Сам Колин занял спальное место на диване в кают-компании, только взял подушку из моей каюты. Затем в офисе Юкселя выдали бумагу о трех листах – называется «Юксель яхтинг шопинг-лист». Коллективом студентов отмечаем, что берем есть и пить и вместе катим в магазин за продуктами, благо он тут же в марине. После покупок еды расходимся знакомиться с Мармарисом и отдыхать. Ужинаем каждый по отдельности в городе. Спим уже на яхте.

День второй: Проснулись в 8-00. Умывались и прочее, как на любой стоянке в марине, в замечательно обустроенных душевых и туалетных комнатах. Завтрак в 9-00. Чай по-турецки и булочки. Местное население очень много ест хлеба и очень мало мяса и рыбы.
Турки-студенты опыта хождения под парусом не имеют. Я со своим мелким опытом выгляжу кандидатом в профессора яхтинга. Очень полезно иметь хоть какой-то опыт. Особенно если не знаешь английского языка (мой случай). Ждем Колина и выхода в море. Показываю и обучаю турок морским узлам. Это хоть и не сложно, но важно. Лучше их изучить раньше, чтобы потом не тратить время и внимание на мелочи. Колин появляется в 11-00. Знакомит всех с техническими возможностями яхты: двигатель, туалет, парусное снаряжение и т.п. Выходим из марины, ставим паруса. Идем в Чифлик. Весь день Колин активно управляет яхтой. Студенты по очереди исполняют обязанности разных членов экипажа, знакомясь с устройством яхты. Пришли в Чифлик, пришвартовались. Ужинали в ресторанчике.

Читайте также:  О ПРОЕКТЕ "ЯХТИНГ-РТ"

День третий: Подъем, завтрак на яхте. Колин дал первый урок навигации. Зная о чем идет речь, легко понимал английский язык. Знать правила пользования картой, лоцией, линейкой, циркулем, GPS – очень важно.
Сегодня меня назначили шкипером. Сразу же занялся составлением маршрута:

Start координаты
Check point 1 – __________ mil.
Check point 2 — __________ mil.
Check point ……. — __________ mil.
Finish — __________ mil.

Описание маршрута:
How FAR ______________ mil. (длина)
How Long ______________ h. (время)
Alternatives ______________ (запасные бухты)
Dangers ______________ (опасности).

Составляю таблицу:

time curs mili coordinate comment
09-15 (отход) 195 ______ 36?52’30» N 27?25’50» E ———

 

Данную таблицу Колин требовал заполнять каждые 20-40 минут.

Расписав маршрут и нарисовав таблицу докладываю Колину о готовности к отходу. Отходим от причала в достаточно сложной ситуации. По указанию Колина делаю маневр его варианта. Отходим без замечаний. Ставим паруса и идем по намеченному маршруту. Колин постоянно настраивает паруса. Мне делать этого не дает. Очевидно, это и это есть процесс обучения. Баба с воза, кобыле легче. Идем против ветра. Длину галса оставляет на мое усмотрение. К 15 часам Колин дает указание взять курс на запасную бухту – Лориму. Определяю текущие координаты яхты, уточняю местонажождения бухты, курс на нее. Подходим к бухте. Командую убрать паруса. Включаю двигатель и входим в бухту. В бухте становимся на якорь. Обедаем, купаемся. Через 40 минут снимаемся с якоря и начинаем тренировку подхода к бую, и постановку на mooringline под буем. Это упражнение повторяют все студенты по три раза, некоторые больше – пока не получится. Во многих упражнениях очень важно чувствовать лодку. На ночь остаемся в Лориме. Чалимся на свой якорь (не на муринглайн причала), кормой к причалу. Места много, становимся нормально. Колин контролирует причаливание очень внимательно. Сидит и покуривает сигаретку, но весь во внимании.

Читайте также:  ОБУЧЕНИЕ ЯХТИНГУ - ПЕРВАЯ В РОССИИ МУЛЬТИСИСТЕМНАЯ ЯХТЕННАЯ ШКОЛА

Этот день очень важен для меня – я первый раз в своей жизни был шкипером яхты. Было волнение при составлении маршрута, были технические проблемы с якорем. Но все закончилось хорошо.

День четвертый: Сегодня шкипером назначили Ирейн. Она выполняла все обязанности шкипера описанные выше. Колин объяснил как использовать радио, чтобы узнать прогноз погоды. До обеда шли в Бозбурун. Купались в бухте. не доходя до гавани. Тренировались проходить очень медленно мимо брошенного в воду кранца , но не останавливаться. Это упражнение на контроль над яхтой! Швартовались в Бозбуруне, я был на якоре.

День пятый: Утром , после завтрака разбирали причаливание вчерашнего дня. Причаливание в Бозбуруне сложное, ввиду малых размеров гавани. Дежурный шкипер формирует маршрут. Перед уходом из бухты, вышли из гавани и тренировали разворот малого радиуса ( разворот на ограниченной акватории с включением реверса двигателя — прим. ред. ). Затем, тренировали швартовку в гавани с выходом из гавани. Колин постоянно активно управляет процессом. Турки переходят на английский язык, Колин на турецкий, а я по-русски. Колин знает несколько слов по-русски. Пришли в Бенчик. Ресторана здесь нет. Встали на якорь. На берегу зацепились за дерево. Ужинали не сходя с яхты. Выпили горилку, которую я привез с собой. Пели песни. Удивительно, но пели все.

День шестой: Утром отходим из Бенчика. Возникла мелкая проблема – сели аккумуляторы. Но завелись. Якорь подымали долго, из-за севших аккумуляторов. Пришли в Дирсек. Купались, завтракали. Ушли в Серче. По пути отработали manoverboard , т.е. человек за бортом. В 15-45 пришли в Серче. Встали на якорь, а на берегу зацепились за скалу. Ушли из Серче в 19-30 в ночной поход.

Колин заставил одеть спасжилеты. Вышли из бухты под двигателем. Поставили полные паруса. Перед выходом Колин обьяснил особенности навигации ночью, т.е. ориентации по маякам. По курсу на маяк отмечаешь check point – точку контроля поворота на курс в бухту (в темный берег). Очень хорошо идти ориентируясь на звезды.
Не обошлось без мелких волнений. Ветер был достаточно сильный – пришлось брать рифы. Оказалось, делать это ночью не просто. Кругом темень и студенты неопытные. Однако справились. Перед полночью пришли в Чифлик. Чалиться ночью, тоже своеобразная проблема. Необходимо время, чтобы определиться, где находишься, а его нет. За штурвалом стоял я. Уверенность, что делаешь все верно, очень помогает! Справились со всеми проблемами.

Читайте также:  СПИСОК ПОЛЕЗНЫХ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ЯХТИНГУ

День седьмой: Отходили из Чифлика без проблем. Идти мало, при попутном ветре. При подходе к Мармарису отрабатывали «человек за бортом» с работой двигателя и без работы двигателя. Тренировались долго. Зашли в бухту, Колин учил контролю над лодкой при акватории пляжа. Затем сказал, что это элементы coastal skipper. Чалиться в марине поручил мне. Все прошло хорошо. Затем Колин ушел в офис, и через 15 минут вернулся с книжками и сертификатами. Все получили сертификаты Day Skipper. Но проститься всей командой с Колином как-то не получилось. Когда он собрал вещи и покидал лодку, был только я. Расстались наговорив друг другу много приятных слов, он по-английски, я по-русски. Колин ушел домой, турки покинули лодку. Остался ночевать, только я. Утром в субботу в 10-00 я покинул лодку, попрощался с офисными работниками и уехал из Мармариса.

P.S. Обучение в английской школе на турецком берегу вполне возможно, даже при минимальном знании английского языка. Однако, при этом требуется компенсация минимальными знаниями яхтинга. Хорошо, что я освежил свои знания яхтинга перед походом с Колином и походил неделю на яхте «Ассоциации Яхтинг-РТ» с русским шкипером. Английские учителя-инструкторы достаточно демократичные. Отношение к студентам – благожелательное. Одно из главных качеств, которое должен продемонстрировать студент, – уверенность в своих действиях.