ПО ОБУЧЕНИЮ НА ШКИПЕРА В АНГЛИЙСКОЙ ШКОЛЕ ЮКСЕЛЬ В СЛАВНОМ ГОРОДЕ МАРМАРИСЕ В ТУРЦИИ.
(Наши редакторы постарались сохранить оригинальный стиль повествования автора.
Корректировали только совместимость оригинального текста с Интернетом.
 )

День первый: Первая встреча в школе Юксель в Нетцель-марине Мармариса состоялась в 15-00 в офисе школы с администратором – дамой по имени Бурчин. Она сообщила, что на лодке со мной будут три турка и я — украинец (для них русский), а учителем — шкипер Колин – чистопородный англичанин. Общение предполагается на английском языке, которого я почти не знаю. Очень интересно!
Три турка это: семейная пара (профессор медицины Стамбульского университета и его жена – милейшие люди), был очень приятно удивлен знакомством с ними; клерк банковский из Измира; и я — украинец(русский). Все возрастом от 40 до 45 лет. Это говорит о том кто проявляет интерес к яхтингу.

Знакомимся с яхтой – Oceanis 351 фирмы Beneteau – великолепная 11-метровая яхта имеет три двухместные каюты. Одна большая носовая и две кормовые, поменьше. Размещением на яхте командует Колин. Никакого жребия, никакого обсуждения (видимо, этим он занимался уже сотню раз и занет кого куда положить). Дает указания мягко, но настойчиво. Внимательно слушаю английскую речь. Интересно. Сам Колин занял спальное место на диване в кают-компании, только взял подушку из моей каюты. Затем в офисе Юкселя выдали бумагу о трех листах – называется «Юксель яхтинг шопинг-лист». Коллективом студентов отмечаем, что берем есть и пить и вместе катим в магазин за продуктами, благо он тут же в марине. После покупок еды расходимся знакомиться с Мармарисом и отдыхать. Ужинаем каждый по отдельности в городе. Спим уже на яхте.

День второй: Проснулись в 8-00. Умывались и прочее, как на любой стоянке в марине, в замечательно обустроенных душевых и туалетных комнатах. Завтрак в 9-00. Чай по-турецки и булочки. Местное население очень много ест хлеба и очень мало мяса и рыбы.
Турки-студенты опыта хождения под парусом не имеют. Я со своим мелким опытом выгляжу кандидатом в профессора яхтинга. Очень полезно иметь хоть какой-то опыт. Особенно если не знаешь английского языка (мой случай). Ждем Колина и выхода в море. Показываю и обучаю турок морским узлам. Это хоть и не сложно, но важно. Лучше их изучить раньше, чтобы потом не тратить время и внимание на мелочи. Колин появляется в 11-00. Знакомит всех с техническими возможностями яхты: двигатель, туалет, парусное снаряжение и т.п. Выходим из марины, ставим паруса. Идем в Чифлик. Весь день Колин активно управляет яхтой. Студенты по очереди исполняют обязанности разных членов экипажа, знакомясь с устройством яхты. Пришли в Чифлик, пришвартовались. Ужинали в ресторанчике.

Читайте также:  СПИСОК ПОЛЕЗНЫХ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ЯХТИНГУ

День третий: Подъем, завтрак на яхте. Колин дал первый урок навигации. Зная о чем идет речь, легко понимал английский язык. Знать правила пользования картой, лоцией, линейкой, циркулем, GPS – очень важно.
Сегодня меня назначили шкипером. Сразу же занялся составлением маршрута:

Start координаты
Check point 1 – __________ mil.
Check point 2 — __________ mil.
Check point ……. — __________ mil.
Finish — __________ mil.

Описание маршрута:
How FAR ______________ mil. (длина)
How Long ______________ h. (время)
Alternatives ______________ (запасные бухты)
Dangers ______________ (опасности).

Составляю таблицу:

time curs mili coordinate comment
09-15 (отход) 195 ______ 36?52’30» N 27?25’50» E ———

 

Данную таблицу Колин требовал заполнять каждые 20-40 минут.

Расписав маршрут и нарисовав таблицу докладываю Колину о готовности к отходу. Отходим от причала в достаточно сложной ситуации. По указанию Колина делаю маневр его варианта. Отходим без замечаний. Ставим паруса и идем по намеченному маршруту. Колин постоянно настраивает паруса. Мне делать этого не дает. Очевидно, это и это есть процесс обучения. Баба с воза, кобыле легче. Идем против ветра. Длину галса оставляет на мое усмотрение. К 15 часам Колин дает указание взять курс на запасную бухту – Лориму. Определяю текущие координаты яхты, уточняю местонажождения бухты, курс на нее. Подходим к бухте. Командую убрать паруса. Включаю двигатель и входим в бухту. В бухте становимся на якорь. Обедаем, купаемся. Через 40 минут снимаемся с якоря и начинаем тренировку подхода к бую, и постановку на mooringline под буем. Это упражнение повторяют все студенты по три раза, некоторые больше – пока не получится. Во многих упражнениях очень важно чувствовать лодку. На ночь остаемся в Лориме. Чалимся на свой якорь (не на муринглайн причала), кормой к причалу. Места много, становимся нормально. Колин контролирует причаливание очень внимательно. Сидит и покуривает сигаретку, но весь во внимании.

Читайте также:  ОБУЧЕНИЕ ЯХТИНГУ - ПЕРВАЯ В РОССИИ МУЛЬТИСИСТЕМНАЯ ЯХТЕННАЯ ШКОЛА

Этот день очень важен для меня – я первый раз в своей жизни был шкипером яхты. Было волнение при составлении маршрута, были технические проблемы с якорем. Но все закончилось хорошо.

День четвертый: Сегодня шкипером назначили Ирейн. Она выполняла все обязанности шкипера описанные выше. Колин объяснил как использовать радио, чтобы узнать прогноз погоды. До обеда шли в Бозбурун. Купались в бухте. не доходя до гавани. Тренировались проходить очень медленно мимо брошенного в воду кранца , но не останавливаться. Это упражнение на контроль над яхтой! Швартовались в Бозбуруне, я был на якоре.

День пятый: Утром , после завтрака разбирали причаливание вчерашнего дня. Причаливание в Бозбуруне сложное, ввиду малых размеров гавани. Дежурный шкипер формирует маршрут. Перед уходом из бухты, вышли из гавани и тренировали разворот малого радиуса ( разворот на ограниченной акватории с включением реверса двигателя — прим. ред. ). Затем, тренировали швартовку в гавани с выходом из гавани. Колин постоянно активно управляет процессом. Турки переходят на английский язык, Колин на турецкий, а я по-русски. Колин знает несколько слов по-русски. Пришли в Бенчик. Ресторана здесь нет. Встали на якорь. На берегу зацепились за дерево. Ужинали не сходя с яхты. Выпили горилку, которую я привез с собой. Пели песни. Удивительно, но пели все.

День шестой: Утром отходим из Бенчика. Возникла мелкая проблема – сели аккумуляторы. Но завелись. Якорь подымали долго, из-за севших аккумуляторов. Пришли в Дирсек. Купались, завтракали. Ушли в Серче. По пути отработали manoverboard , т.е. человек за бортом. В 15-45 пришли в Серче. Встали на якорь, а на берегу зацепились за скалу. Ушли из Серче в 19-30 в ночной поход.

Читайте также:  АССОЦИАЦИЯ "ЯХТИНГ-РТ"

Колин заставил одеть спасжилеты. Вышли из бухты под двигателем. Поставили полные паруса. Перед выходом Колин обьяснил особенности навигации ночью, т.е. ориентации по маякам. По курсу на маяк отмечаешь check point – точку контроля поворота на курс в бухту (в темный берег). Очень хорошо идти ориентируясь на звезды.
Не обошлось без мелких волнений. Ветер был достаточно сильный – пришлось брать рифы. Оказалось, делать это ночью не просто. Кругом темень и студенты неопытные. Однако справились. Перед полночью пришли в Чифлик. Чалиться ночью, тоже своеобразная проблема. Необходимо время, чтобы определиться, где находишься, а его нет. За штурвалом стоял я. Уверенность, что делаешь все верно, очень помогает! Справились со всеми проблемами.

День седьмой: Отходили из Чифлика без проблем. Идти мало, при попутном ветре. При подходе к Мармарису отрабатывали «человек за бортом» с работой двигателя и без работы двигателя. Тренировались долго. Зашли в бухту, Колин учил контролю над лодкой при акватории пляжа. Затем сказал, что это элементы coastal skipper. Чалиться в марине поручил мне. Все прошло хорошо. Затем Колин ушел в офис, и через 15 минут вернулся с книжками и сертификатами. Все получили сертификаты Day Skipper. Но проститься всей командой с Колином как-то не получилось. Когда он собрал вещи и покидал лодку, был только я. Расстались наговорив друг другу много приятных слов, он по-английски, я по-русски. Колин ушел домой, турки покинули лодку. Остался ночевать, только я. Утром в субботу в 10-00 я покинул лодку, попрощался с офисными работниками и уехал из Мармариса.

P.S. Обучение в английской школе на турецком берегу вполне возможно, даже при минимальном знании английского языка. Однако, при этом требуется компенсация минимальными знаниями яхтинга. Хорошо, что я освежил свои знания яхтинга перед походом с Колином и походил неделю на яхте «Ассоциации Яхтинг-РТ» с русским шкипером. Английские учителя-инструкторы достаточно демократичные. Отношение к студентам – благожелательное. Одно из главных качеств, которое должен продемонстрировать студент, – уверенность в своих действиях.