150 лет назад в Польше был построен канал Эльблонг, также называемый канал Эльблонг-Острод. Имея протяженность в 80 км в длину от Эльблонга до Острода, этот самый длинный судоходный канал все еще находится в эксплуатации в Польше. Он также является одним из самых интересных каналов в Европе.

Уникальность канала заключается в своеобразном выборе техники для решения перемещения судов в особо трудном участке маршрута, где уровень воды поднимается на 100 метров. Данный участок находится между озерами Дружно и Пиниево. В связи с тем, что разница в высоте озер была слишком большой, было непрактично строить традиционные замки. Вместо этого инженеры придумали оригинальную систему наклонных плоскостей и рельс, по которым лодки перемещаются от одного озера до другого.

Читайте также:  30 августа на Красноярском водохранилище завершился Кубок Сибири в классе Финн

Системы состоят из тележки, стоящей на двух параллельных железнодорожных путях. Лодка перемещается на тележке на другой уровень. На другом конце тележка спускается в воду и тогда лодка может плыть свободно.

Вся система управляется с помощью силы воды. Второй экипаж уравновешивается силой тяжести первой каретки, которые работают в паре, действуя как противовесы.

Гениальное решение проблемы канала Эльблонг было расценено как одно из самых значительных гидротехнических достижением страны. В польской газете его назвали одним из семи чудес Польши, а ЮНЕСКО хочет включить канал в список Памятников мирового культурного наследства.

Однако идея наклонных плоскостей, использовавшаяся при постройке канала Эльблонг не была ни революционной, ни уникальной. Впервые реализована идея наклонной плоскости была при постройке канала Моррис в Северном Нью-Джерси в Соединенных Штатах. Канал Моррис работал уже на протяжении 13 лет, прежде чем началось строительство канала Эльблонг.