Скорость, остойчивость, непотопляемость и другие качества малого судна были по отдельности рассмотрены в предыдущем разделе книги. Обеспечить оптимальный уровень каждого из них не представляется возможным в силу их противоречивости. Приходится искать компромиссные решения, исходя прежде всего из назначения судна и условий его эксплуатации.

Прежде чем составить техническое задание на разработку проекта новой лодки, конструктор должен знать ее назначение, район плавания, вместимость и уровень комфорта. Это же интересует покупателя, выбирающего наиболее подходящее судно.

Рассмотрим наиболее вероятные варианты малых судов с учетом тех качеств, которые в каждом случае должны быть удовлетворены наилучшим образом. Для удобства разобьем эти варианты на 5 групп, соответствующих назначению судна: 1) дальние плавания; 2) спортивный туризм; 3) туризм выходного дня и прогулки; 4) смешанный туризм (по суше и воде); 5) спортивный лов рыбы.

Читайте также:  Линейка исследовательских яхт от судоверфи Dynamiq

Количественная оценка каждого варианта может быть дана по нескольким критериям, которые обусловливают габариты судна, потребную мощность двигателя, построечную стоимость и эксплуатационные расходы. К числу таких критериев могут быть отнесены, например, количество экипажа и уровень комфорта. Масса экипажа с багажом входит непосредственно в нагрузку судна, а наличие закрытой каюты с койками, камбузом и шкафами требует определенной длины корпуса.

От дальности автономного плавания зависит количество горючего, которое необходимо принять на борт, что в свою очередь сказывается на мощности двигателей и экономических показателях проекта. Косвенным образом (через высоту борта, ширину корпуса, килеватость днища, прочность корпуса и т. п.) на габариты, водоизмещение и стоимость судна влияют требования, предъявляемые к мореходным качествам. Совершенно очевидно, что катер для морского прибрежного плавания должен обладать большей прочностью и запасом остойчивости, чем такое же судно, эксплуатирующееся на реке.