Пару лет назад стало известно, что американская компания Zyvex Marine начала разработку нового многоцелевого беспилотного катера. Такая техника пока не имеет сколько-нибудь заметного распространения, поэтому любые новости о беспилотных плавсредствах получают широкое распространение. Вот и в марте 2010 года новость о катере Piranha («Пиранья») разлетелась по страницам прессы, и кое-где даже стали рисовать из разработки фирмы Zyvex универсальное оружие будущего для войны на воде. Разработчики проекта, в свою очередь, говорили гораздо спокойнее и скромнее. По их словам, «Пиранья» должна была стать всего лишь прототипом для легкой универсальной надводной платформы.





По состоянию на начало 2010 года проект Piranha выглядел следующим образом. Внешне это небольшой катер 16 метров в длину и с водоизмещением (без груза) порядка 3-3,5 тонн. Грузоподъемность тогдашней «Пираньи» оценивалась в 6-7 тонн, а дальность хода при экономичном режиме работы двигателя должна была превышать три тысячи километров. По задумке конструкторов Zyvex Marine, большая дальность должна была обеспечиваться тем, что необходимые для размещения объемы отдавались под груз и топливо. Хорошие весовые показатели катера «Пиранья» должны были достигаться изготовлением корпуса из материала Arovex, созданного в Zyvex Marine. Это углепластиковый композит, имеющий прослойки из углеродных нанотрубок. Трубки почти не влияют на вес детали, но ощутимо увеличивают ее прочность. 



С тех пор прошло достаточно времени. По крайней мере, достаточно для того, чтобы завершить проект. В конце 2011 года первый опытный образец «Пираньи» был спущен на воду и приступил к испытаниям. Внешне опытный образец лишь напоминает тот аппарат, который был изображен на рисунках двухлетней давности. При этом материал корпуса, в отличие от его обводов, изменений не претерпел. Разве что Arovex теперь именуется не просто новым сортом композиционных материалов, а гораздо звучнее и современнее: «углепластик, усиленный наночастицами». Можно было бы посмеяться над такой пафосной формулировкой, в которой используются модные слова. Но применение углеродных нанотрубок дало свой результат. Одинаковые детали из «Эровекса» и стеклоткани при равной прочности имеют разный вес. Вторая весит в 1,3-1,5 раза больше. Можно представить, какие перспективы есть у материала разработки Zyvex Marine.

Читайте также:  Будет ли яхтенный туризм в России?





Подробностей о «начинке» беспилотного катера до сих пор нет, однако имеется информация о расходе топлива, из чего можно сделать соответствующие выводы о силовой установке. Так, при крейсерской скорости в 24 узла «Пиранья» потребляет около 45 литров топлива в час. По заявлениям представителей Zyvex Marine, при полной нагрузке экономия по топливу достигает 25% по сравнению с металлическими катерами. Очевидно, главное преимущество Piranha кроется именно в корпусе из специального углепластика. Остальные плюсы конструкции являются его следствиями. Дело в том, что легкий корпус достаточной прочности для достижения необходимых ходовых параметров требует немного, но меньшей мощности двигателя. В то же время, даже одна только экономия топлива может заинтересовать потенциальных заказчиков, ведь дальность действия является одним из самых важных параметров любого плавсредства.

Читайте также:  Где научиться управлять яхтой?



В настоящее время опытный экземпляр «Пираньи» в варианте с человеком на борту проходит ходовые испытания. Инженеры компании-разработчика в целом довольны своей работой, однако немало недостатков только предстоит исправить. Это, однако, не мешает им уже сейчас создавать планы на будущее. К примеру, на данный момент в конструкторском бюро Zyvex Marine прорабатываются два варианта катеров на базе «Пираньи». Проекты имеют обозначения LRV-11 и LRV-17. Друг от друга они отличаются массогабаритными параметрами и рядом сопутствующих проблем. И 11-й, и 17-й катера предлагается изготовлять сразу в двух версиях. Одна будет иметь полноценный пост управления, как на других «пилотируемых» катерах, а другая станет строиться в беспилотном варианте. Планируется, что в таком случае потенциальный заказчик – в первую очередь, военные ведомства различных стран – сможет выбрать то, что ему больше подходит.





Вооружение катеров будет модульным. Т.е. на специальные «посадочные места» можно будет установить то, что нужно для имеющейся ситуации. Например, целевая нагрузка беспилотного катера может быть в виде сидений для десанта и одного-двух пулеметов или автоматических гранатометов. Вероятно, стоит ожидать, что «Пиранья» будет совместима и с более тяжелым вооружением. Судя по габаритам прототипа, LRV-11 или LRV-17 вполне могут нести пару противокорабельных ракет или торпед.

Читайте также:  Первая в истории попытка роботов самостоятельно пересечь океан под парусом





В общем, легкий корпус и вправду открывает перед катерами Piranha широчайшие перспективы. Однако вряд ли кто-то станет придумывать для новых катеров новую тактическую нишу. В вариантах с человеком на борту «Пираньи» могут выполнять ровно те функции, которые сейчас возложены на уже имеющиеся легкие катера и моторные лодки: перевозка личного состава и небольших грузов. Что касается беспилотных версий, то компания-разработчик видит их в качестве легкого ударного или разведывательного средства. В ближайшее время Zyvex Marine надеются получить от смежных компаний достойную радио- и телевизионную аппаратуру для своих катеров. В этом отношении у проекта «Пиранья» есть некоторые проблемы. Дело в том, что пока нет готовых систем, которые позволили бы катеру действовать на максимально возможной дальности. Однако это только дело времени и, возможно, к тому времени, когда Piranha пойдет в серию, будет создана подходящая аппаратура управления и наблюдения.