Имея выход к северным морям, Россия обладает флотом как дизельных, так и атомных ледоколов. Эти суда не только обеспечивают российское стратегическое и логистическое первенство в Северном Ледовитом океане над другими странами, но и являются острой необходимостью для нашей страны. Автору данного фоторепортажа выдалась редкая возможность побывать на "кухне" атомного ледокольного флота. Впечатления об этом мероприятии читайте в продолжении поста.

Атомный ледокольный флот есть только у России. Вообще, ледоколы есть и у других стран, но с атомные только у нас.

Ледокол "Арктика" в настоящее время выведен из эксплуатации и готовится к плановой утилизации. За свою жизнь ледоколы проходят несколько плановых ремонтов, процедуру продления ресурса и в конце своей жизни, после выработки ресурса в 175 тысяч часов он подлежит утилизации.

Такая же участь и у "Сибири". По состоянию на 2014 год в эксплуатации находится четыре ледокола: "Таймыр", "Вайгач", "Ямал" и "50 лет Победы". Еще один "Советский союз" находится в эксплуатационном резерве и в 2015 году у него запланирован плановый ремонт.

Все работы по техническому ремонту, обслуживанию и утилизации уже списанных ледоколов выполняются силами ФГУП «Атомфлот»

Тут хорошо видно место куда упирается проводимый корабль

У используемых в настоящее время ледоколов имеется в распоряжении по три винта, каждый из которых имеет четыре лопасти. Лопасти съемные и в случае поломки могут быть заменены прямо на месте. Для этого на ледоколе имеется запасная лопасть, а в составе команды есть водолаз. Кстати, вес одной лопасти около 5 тонн.

Ледоколы "Советский союз" и "Вайгач". Здесь хорошо видны различия между ледоколами разного класса. Первый из них относится к типу "Арктика", а второй "Таймыр". Атомный ледокол типа "Арктика" имеет большую мощность, водоизмещение и ледопроходимость.

Акватория Кольского залива в этой части является закрытой и охраняется. Просто так, без разрешения, поплавать тут на лодочке не получится. 

Мы покидаем территорию "Росатома" и нашу группу ждет следующий пункт программы — посещение действующего ледокола "50 лет Победы"

Читайте также:  Будет ли яхтенный туризм в России?

Ледокол стоит в сухом доке и мы сможем рассмотреть его буквально со всех сторон.

Это закрытая территория и человеку со стороны сюда также попасть не возможно.

Ледокол заходит в док, после чего он надежно фиксируется и вода откачивается. Так можно провести плановый осмотр и в случае необходимости выполнить ремонт.

Хорошо видно "рабочую" поверхность, которая вступает в контакт со льдами. Максимальная толщина льда для этого класса атомохода 2,25 метра.

Техника проходжения ледовых полей следующая — ледокол не таранит лед "в лоб", а ломает, как бы наползая на него, а потом продавливая своей массой.

Идем наверх

Вид с верхней палубы на порт

Обратите внимание на "шипы" которые наварены на ступеньки. Подскользнуться и упасть с такой лестницы это 100% заявка на попадание в топ failcompilation. "Экскурсию" по кораблю для нас проводит капитан судна и соответственно есть возможность задать ему любые вопросы.

Вот так выглядит каюта капитана. Кто обладает хорошим зрением тот может рассмотреть, что за картинка стоит на "рабочем столе" компьютера 🙂

А это кают-компания

Капитанский мостик. В этот момент я был очень доволен, что не поленился таскать с собой тяжеленный штатив.

Вид с мостика это наверное лучшая фотография из этой поездки. Настолько удачный ракурс и вид, не случайно, что "обои" на рабочем столе компьютера капитана с такой же картинкой

Гаджет с романтическим названием BNW-52 это кнопка квитирования к системе, которая контролирует дееспособность вахтенного помощника.

Целью применения этой системы является отслеживание активности на мостике и распознавание нетрудоспособности вахтенного помощника, чтобы помочь избежать аварии на море. Смысл ее действия в том, что вахтенный помощник должен нажимать кнопку на панели обнуления таймера или производить какие-либо действия с навигационным оборудованием через определенные интервалы времени.

Читайте также:  Яхт клуб "Русское море"

Если помощник не нажимает кнопку в течение предварительно заданного интервала времени, в ходовой рубке включается визуальная и звуковая сигнализация. Если помощник не реагирует на включенную сигнализацию, то система передает сигнал на каютные панели, установленные в других помещениях судна, чтобы информировать капитана и/или других помошников капитана о недееспособности вахтенного помощника.

Недостатка в навигационном и другом оборудовании на мостике нет.

Общий вид на помещение

и на органы управления.

Ледокол "50 лет Победы" помимо своей непосредственной функции еще осуществляет туристические круизы на Северный полюс, острова и архипелаги Центральной Арктики. Любой человек может приобрести билет и прокатиться , например, до географической точки Северного полюса. Стоимость билета начинается от 20 000 евро на человека.

В тех случаях, когда ледокол используется в качестве туристического судна на нем все немного перенастраивается. Так, например, экипаж освобождает свои каюты для туристов, а сам перебирается на нижние ярусы. А "курительная" комната отдается под танцевальный зал.

Кстати, атомный ледокол полностью автономный. "Топлива" в него загружено на пять с половиной лет, а продуктов и воды на полгода.

Атомный ледокольный флот гражданский, что показалось мне довольно странно на первый взгляд. У нас и железнодорожные войска есть и инжинерные, а еще военные врачи и юристы, а тут вдруг неувязочка. Дело в том, что первоначально у атомной энергии закрепилась "дурная слава", а здесь совершенно иное применение и особый акцент на "мирный атом", в связи с этим, военный статут ледокольного флота действительно был бы не очень уместен.

Так, что весь персонал корабля гражданский и даже вопреки древним морским суевериям есть женщины, например, на камбузе

Но наша экскурсия по действующему ледоколу подошла к концу

Окинем взглядом красавец ледокол и идем дальше, тем более, что нам совсем не далеко

Читайте также:  «Сибирь» будет участвовать в The Tall Ships Race 2009

Любопытная инфографика про устройство атомохода

В Мурманске полярная ночь. Солнце в течении суток вообще не поднимается над горизонтом, но не смотря на это кромешная темнота не круглосуточно. Примерно полтора часа в день всё же немного светло — легкое подобие самого раннего утра в средней полосе

Первый в мире атомный ледокол "Ленин" был введен в эксплуатацию 3 декабря 1959 года. Ледокол был спроектирован и построен в рекордные сроки и в его строительстве принимали участие предприятия со всей страны. Сейчас он выведен из состава флота и превращен в музей.

Самую большую гордость у персонала музея вызывает то, что ледокол остался полностью в аутентичном состоянии. Всё сохранилось абсолютно без изменений

Макет атомной паропроизводящей установки.

Каюта офицера

Капитанский мостик. Здесь особенно хорошо видно как много отличий от действующего ледокола

Изначально, в программе было запланировано посещение СЗЦ «СевРАО», где мы смогли бы посмотреть на то как утилизируются и хранятся реакторные отсеки, но что-то пошло не так и пришлось заменить ее на прогулку по городу.

Где-то на берегу

Вид на залив с Абрам мыса

Памятная доска защитникам Заполярья. Довольно интересная использована художественная манера в изображении лиц

Вид на город и "50 лет Победе"

"Стоит над горою Алеша…"

Вечный огонь у подножия мемориала

Памятник уступает по высоте только волгоградской статуе «Родина-мать» и выполнен в такой же "бетонной" технике

Бросаем взгляд на город с сопки Зеленый мыс и улетаем домой