Алюминиевые американские катера и их российские клоны

На что обратить внимание при покупке алюминиевого катера?
Какие сюрпризы преподносят своим владельцам отечественные копии американских катеров.
Во времена сложной экономической ситуации в мире, к вопросу приобретения катера нужно подходить наиболее рационально, и при выборе того или иного производителя алюминиевых катеров или лодок, нужно тщательно изучить все аспекты данного вопроса. Иначе Вы рискуете быть разочарованы в качестве приобретенного катера или лодки, после того как развернете *красивую обертку* и внимательно приглядитесь к тому что так нахваливал специально обученный менеджер (который и на воде то ни разу не был).

Ну что же, умение продать катер тоже искусство, надо отдать должное продавцу. Зачастую это обходится очень дорого, и владельцу нового катера предстоит еще пройти долгий путь усовершенствования: приобретения дополнительной комплектации (многие производители катеров выставляют в шоу-румах образцы катеров в максимальной комплектации, а цену указывают минимальную-за пустой катер, а впоследствии продают Вам доп. оборудование по о-очень недешевой цене!) и нередко ремонта. При приобретении алюминиевого катера российского производства *ремонт* будет постоянным Вашим спутником на отдыхе и рыбалке. И тут дамокловым мечом встанет вопрос о стоимости этих услуг. В России этот вид сервиса довольно дорогостоящий. И каждый год содержание водного любимца будет обходиться владельцу в кругленькую сумму. А серьезный ремонт подчас соразмерен по затратам покупке нового катера. Таким образом уже в первый год эксплуатации якобы сэкономленные при покупке российского катера деньги уплывут на ремонт – процедуру, к слову, довольно изматывающую.

Причины, почему так, а не иначе, мы изложим в нашей статье.

Если раньше покупательские предпочтения формировались в основном из дизайнерских и ходовых симпатий, то сейчас потенциальные покупатели американских алюминиевых катеров ищут катера высокого качества. Естественно, что тут сложились кое-какие предпочтения: надежное и износоустойчивое судно сейчас почти всегда подразумевает алюминиевый корпус и американское или канадское происхождение. Хотя, конечно, сколько покупателей, столько и мнений. Интересно другое: в последнее время катера известных зарубежных производителей обрастают многочисленными отечественными копиями. То и дело клиенту предлагают подумать о покупке алюминиевого катера российского производства, собранным «в соответствии с последними технологиями США». Однако чем обернется приобретение такого водного «россиянина» – большой вопрос.

В том, что у американских алюминиевых катеров появились менее или более старательно собранные «близнецы», нет ничего удивительного. Успешные технологии часто ложатся в основу разного рода копий. Собственно, русский плагиат катеров из США является самым естественным для наших условий – ведь известно, что к российским, а особенно к московским водам наиболее приспособлены именно катера из США. Так что рано или поздно у американского алюминиевого катера все равно появился бы клон – собранный в России, или в Китае – не важно. Кризисные изменения в индустрии производителей водно-моторной техники как раз способствовали выходу на рынок всевозможных альтернатив: в стане зарубежных производителей не все так гладко. На рынок-то алюминиевые детища российских Кулибиных вышли, а вот о стабильном спросе, какой как раз держится на родные американские катера, российским копиям пока не приходится и мечтать (здесь мы не берем в расчет тех клиентов у которых по ряду объективных причин просто не хватает бюджета на покупку американского катера (лишних всего 100-150000 рублей!) и они вынуждены покупать российские или украинские катера, и наблюдая такую картину нам, искренне жаль этих людей, которые не осознают того факта, что в конечном итоге они потеряют больше денежных средств, чем при покупке американского алюминиевого катера. Для примера приведу один факт — за один год, новый американский катер теряет в цене 10% а российский аналог потеряет в цене 40%. Почему такая разница, спросите Вы? Ответ простой и объективный – внешний вид! Американский катер выпущенный даже 20 лет назад сохраняет свои потребительские свойства и великолепный внешний вид – факт с которым не поспоришь! Российский аналог уже через год превратится в пошарканную посудину с облезшей краской, окисленными бортами, растрескавшимся внутренним пластиком, покрытым сеточкой осмоса, потемневшими и затертыми стеклами из оргстекла (ломающимися даже при малой нагрузке), сгнившими и растрескавшимися мягкими накладками на сиденья (делаются из дешевого винила и поролона), порванным ветром тентом который невозможно застегнуть, так как он явно уменьшился в размере (сел). Вас это не пугает и не останавливает от покупки российского катера? Тогда факты посерьезнее:

Читайте также  Канадские катера Princecraft- уже в России!

Алюминий, применяемый в производстве катеров.

Алюминий, в отличие от пластика, весьма непрост: для работы с алюминиевыми листами одной теоретической технологии недостаточно. За рубежом формированием и сваркой алюминиевого корпуса катера занимаются профессионалы. Отсюда и хорошая форма корпуса и надежные технические характеристики. У российских катеров формы корпуса все же угловаты и не слишком сбалансированы. Чем это чревато? На самом деле уровень сварки корпуса катера отражается не только на внешнем облике катера. От качества корпуса – несущей конструкции любого судна – зависит и управляемость, и ходовые качества, расход топлива и даже безопасность эксплуатации катера. А именно качество корпуса российских клонов и является первопричиной скепсиса, с которым эти плавсредства были встречены на рынке. И дело тут совсем не в технологиях и даже не в качестве алюминия. Российскую судостроительную картину здесь портит человеческий фактор. За рубежом главенствующую роль в рождении качественного катера играют руки – никакие инновации и оборудование не заменят профессионализма судостроителей. В России таких human resources просто нет. У нас не тот подход к самому процессу производства, нет соответствующих условий подготовки мастеров. В России нет той водно-моторной индустрии, которая обеспечивала бы хорошим специалистам в этой области гарантированную востребованность, во всяком случае в производстве маломерных алюминиевых катеров. Очевидно, это и является первопричиной того, что русские вариации зарубежных катеров пока уступают по качеству своим «родным» прототипам.

Помните первые катера Silver финской сборки? Эти катера были бесспорными лидерами в свое время, благодаря именно финскому качеству и хорошему дорогому алюминиевому сплаву, который использовался в производстве катеров. С тех пор Прошло много лет… Многие до сих пор считают что катера Silver собираются в Финляндии. Это не так, но сейчас разговор не об этом.

В настоящее время многими российскими производителями алюминиевых катеров используется китайский алюминий — он менее прочный и более мягкий и что самое главное для производителя – дешевый. Результат этого удешевления катера – оторванные транцы, вмятины на корпусе (даже от воздействия малой силы), складывающийся как домино силовой набор катера при воздействии удара волны, и лопнувшие сварные швы- варят обычные люди, окончившие в лучшем случае курсы сварщика (утверждения что в РФ есть профессионалы которые и под водой могут сварить магистральный газопровод –верно, но таких профессионалов не много, катера они не сваривают – да и стоимость их работы настолько высока, что содержать профессиональный штат сварщиков российским предприятиям не под силу. Поэтому очень часто используется труд приезжих эмигрантов из стран Азии и сварщиков самоучек.

Читайте также  Катер Alaskan от Wooldridge Boats

Ремонтопригодность алюминиевого катера.

Еще не изобрели алюминиевый катер, который невозможно было бы повредить. При скорости в несколько десятков километров в час любое столкновение с твердым препятствием (будь то камень, притопленное бревно и т.д.) не останется без последствий. Вопрос в другом — можно ли эти последствия исправить?

Достаточно только представить, какие трудозатраты нужно приложить, что бы подобраться к поврежденному участку изнутри (сварка катера снаружи невозможна из-за возгорания пенополиуретановой пены, которая используется в качестве блоков непотопляемости) и возможного взрыва бензобака, который нужно снимать с ремонтируемого катера — на большинстве катеров российского производства это практически невыполнимая задача- нужно отделить верхнюю (пластиковую часть) катера от нижней алюминиевой части. Это возможно сделать только в заводских условиях, а в разгар сезона Вы не найдете желающих возиться с вашей проблемой за приемлемые деньги. Слово *Гарантия* здесь неуместно, так как в случае механического воздействия оно теряет свою актуальность (к этим воздействиям можно отнести удар волны… как говорится читайте между строк и делайте выводы).

Американские производители алюминиевых катеров не используют комбинированные алюминиево-пластиковые модели. А не доверять американцам нет оснований, многие фирмы начинали производства лодок более ста лет назад (Wooldridgeboats , Princecraft например) и в условиях многосерийного производства выпускают относительно недорогие и высококачественные катера для *людей*.

Мы не против российских производителей катеров, наоборот скорее за, чем против, у некоторых, по истечении многих лет, появляются не плохие копии американцев (внешне), мы радуемся их успехам, особенно когда после очередной выставки Бот Шоу на свет появляются алюминиевые катера с явными признаками американского судостроения. Но вспомните историю Российского автомобилестроения — вершина творчества российского автогиганта это Лада-Эллада! А теперь мы предлагаем Вам самостоятельно поразмышлять над вопросом — почему так получилось?

Когда покупатель алюминиевого катера уже определился с теми качествами, которыми должно обладать его будущее судно, он принимается за мониторинг водно-моторного рынка. Тут глаз «незамыленный» сразу увидит то, над чем следует призадуматься, а именно различия в позиционировании товара. Про катер из Америки никто никогда не скажет: «сделано в соответствии с технологиями США». Будь то слова консультанта или небольшой экскурс на сайте, а клиент будет иметь возможность ознакомиться со всеми поэтапными процессами строительства катера. Например, компания Princecraft, представляя свои катера из КАНАДЫ, ясно повествует об особенностях производства катеров на верфи в Квебеке – вплоть до процесса соединения двойного алюминиевого днища с бортами. Эти сведения дают клиенту возможность проследить рождение катера с самого начала его сборки. Что, соответственно, поможет человеку сформировать собственную оценку качества судна. А когда российские производители говорят о заимствовании зарубежных технологий, сразу возникает вопрос: в чем, собственно, проявляется это заимствование? Здесь-то и начинаются первые подводные камни, которые на воде могут преподнести множество неприятных сюрпризов. Возьмем для примера катер одной компании, собранный в Питере. Производители активно апеллируют к зарубежным технологиям производства своего водно-моторного чада. Тут налицо упрощение технологий, которые американские производители соблюдают, словно десять заповедей. Обратим внимание на детали: вроде бы и похожи они на формы «родных» американских катеров, да не те. Планширь упрощен, далеко не идеальные сварочные швы будто бы ничуть не стесняются своего явного присутствия во внешнем облике судна. К слову, о зарубежных технологиях: последние катера известных производителей стараются обеспечить судно максимальным палубным пространством – это удобно и говорит о многофункциональности катера или лодки, столь актуальной сейчас. Поэтому выполненный по старинке транец, съедающий половину «жилого» пространства на катере тоже наводит на мысли о копии, нежели о разумной альтернативе зарубежного катера. Однако это скорее детали, которые не говорят напрямую о низком качестве, а только сканируют добротность позаимствованной технологии.

Читайте также  Катер Alaskan II от Wooldridge Boats

Как формируется цена на катера?

Одно из главных достоинств, которое российские производители приписывают своим катерам – это цена, более низкая по сравнению с зарубежными оригиналами. Однако учтем, что стоимость катера складывается по принципу «вопреки», а не «почему». Дело в том, что львиная доля цены зарубежного катера формируется из таможенных пошлин (почти 50%) и оплаты доставки. Порой «процент транспортировки» накидывает суммы, превышающие половину стоимости катера. Понятно, что катер, рожденный, например, в Питере от подобных издержек освобождается. Однако российское судно совсем не намного дешевле американского катера, уже перевезенного через границу и дожидающегося хозяина на ближайшем причале. Получается, что исходная стоимость алюминиевого «россиянина» чуть ли не превышает родную цену качественного «американца». И это при весьма упрощенной конструкции судна, качестве катера, вызывающем, по меньшей мере раздумья. Непонятно, чем же все-таки обусловлена цена российского алюминиевого катера?

Ни для кого не секрет, что сейчас выбор марин всех мастей достаточно широк. И каждый покупатель имеет возможность принять обдуманное решение. Возможность купить катер чуть дешевле, конечно, соблазняет. Однако, сомневаясь между алюминиевым катером из Америки и его российским прототипом, все же следует провести некоторые параллели. Например, вспомнить того героического знакомого, который решил, что китайский клон Toyota с загадочным лейблом на бампере ничем не уступает оригиналу. И соблазнившись на 200-тысячную разницу в цене, приобрел «китайца». Можно спросить автомобилиста, на какой границе на этот раз застряли автозапчасти, вот уже три месяца добирающиеся до Москвы и сколько сил уже занял ремонт одногодичного бюджетного «китайца»… Что ни говори, а копия редко бывает лучше оригинала. Особенно, если эта копия низкого качества.